Главная arrow Лаборатория инновационной деятельности
 

Лаборатория инновационной деятельности

Печать
Автор webmaster   
01:06:2017 г.

В 2015/2016 учебном году в средней школе № 37 по инициативе директора школы Покровского П.С. началась реализация проекта по раздельно-параллельному обучению (РПО) в старшей школе. Набранный десятый класс был разделен по половому признаку на два класса – юношей и девушек, были сформированы два учебных плана, два расписания, классные руководители классов так же были гендерно идентичными с учащимися. В рамках работы по РПО, по согласованию с управлением образования Администрации города Иванова, функции классного руководителя в 10 б классе – классе юношей – возложил на себя директор школы Покровский П.С.
При формировании теоретической основы работы педагоги пользовались идеями Козловской Г.В., детского психиатра, доктора медицинских наук, профессора, главного научного сотрудника ФГБНУ «Научный центр психического здоровья» ФАНО, и доктора медицинских наук В.Ф.Базарного. Как считает Г.В.Козловская, «не нужно специальных школ, можно в рамках одной школы организовать классы для девочек и классы для мальчиков. На переменках и после уроков дети будут общаться, а учатся пусть раздельно. В Москве есть такие школы, в республике Коми их уже 500. Теперь и Ставрополье решило перенять опыт раздельных классов. По-моему, это очень щадящий метод». Основной слоган технологии – «Обучаем раздельно – воспитываем вместе». В этом и состоит суть предложенного В.Ф.Базарным - разделение в урочной деятельности и объединение в деятельности воспитательной.
Отличительной особенностью работы средней школы № 37 является развертывание работы по РПО именно на старшей ступени. И для этого есть ряд причин. Во-первых, учащиеся до девятого класса получают необходимый опыт социализации в гендерно гетерогенных классах, усваивают правильные половые и социальные роли. В классы РПО они приходят с усвоенной половой идентичностью. Разделение не несет негативного влияния на дальнейшее течение пубертатного периода. Во-вторых, пубертатный период заканчивается у девочек к 17-19 годам, у мальчиков – к 18-20 годам. Его течение неравномерно и обусловлено половыми различиями. Следовательно, работа в классах РПО позволяет учесть в учебной деятельности половозрастные различия. Учащиеся, помещенные в однородную среду, утрачивают стесненность, не боятся высказывать свои мысли, не боятся ошибаться. Как пишет Г.В.Козловская, «пусть мальчик будет равным среди равных в ситуации, когда различия обусловлены только разным уровнем способностей и характерологическими особенностями, а не разным уровнем психофизического развития мальчиков и девочек». Это повышает уровень учебной мотивации обучающихся, что особенно важно в выпускных (9 и 11) классах. Еще одним отличием системы работы по РПО, предложенной Покровским П.С., является малая наполняемость классов. Классы РПО в старшей школе имеют наполняемость от 15 до 20 человек, что позволяет индивидуализировать процесс обучения и дойти практически до каждого ученика.
Результатом внедрения системы РПО в средней школе № 37 явилось повышение качества знаний. Так в 10б классе (в 2016/2017 учебном году – в 11б классе) количество хорошистов увеличилось с двух до пяти и составило 1/3 всех учащихся класса, и это с учетом того, что 12 учащихся из 15 – игроки ФК «Текстильщик». В 2016/2017 учебном году по РПО функционируют три параллели – 9, 10, 11 классы. Однако, по результатам первого года работы, в целях создания единого воспитательного поля в 9-10 классах назначен один классный руководитель. Таким образом, создание уникальной модели РПО в старшей школе в целом завершено.
Кроме решения учебных задач (повышение качества знаний, мотивации к учению) были достигнуты и некоторые внеучебные положительные результаты. Так практически сошел на «нет» вопрос дисциплины на уроках и во внеучебное время. Сформировались классные коллективы с прочными межличностными связями (а это важно – ведь в 10-11 классах школы большой процент учащихся, прибывших из других ОУ).
Внедрение системы работы по РПО и работа по духовно-нравственному образованию, а так же богатая военная история школы № 37 позволила в 2016-2017 году выдвинуть и реализовать еще одну инициативу – внедрение казачьей кадетской компоненты в учебно-воспитательный процесс.
Итак, еще раз о предпосылках введения казачьей кадетской компоненты. Основанная в 1935 году, школа имеет богатую военную историю: в здании формировался 8-й Гвардейский Краснознаменный Любаньский пушечный артиллерийский полк, размещался военный госпиталь и функционировал Отдельный отряд особого назначения Эстонского штаба партизанского движения, многие учителя и выпускники школы героически погибли в годы ВОВ. Школа № 37 имеет большой опыт в реализации духовно-нравственных программ («Истоки», «Основы нравственности», «Уроки Добротолюбия», «Нравственные основы семейной жизни», с 2009 года действует договор о содружестве и социальном партнерстве и реализуется совместная деятельность со Свято-Введенским женским монастырем РПЦ МП). Школа работает в сложных социальных условиях, контингент школы составляют неотобранные, часто – «трудные» - дети. С 2013 года отмечается приток в школу учащихся, в том числе с хорошей спортивной подготовкой (игроки молодежной команды и основного состава ФК «Текстильщик»). Эти предпосылки позволили запустить в 2016/2017 году проект по внедрению в учебный процесс казачьей компоненты.
Приказом управления образования Администрации города Иванова от 23.12.2016 года №740 школе присвоен статус учреждения-лаборатории по теме «Казачья кадетская компонента как основа проектирования духовно-нравственного и военно-патриотического воспитания». В отличие от других школ, включившихся в «казацкий» проект, в средней школе № 37 проект реализуется в 10-11 классах РПО на уровне урочной и внеурочной деятельности. Организационная модель – общеобразовательные классы с казачьей кадетской компонентой. В учебные планы классов юношей включен предмет «Начальная военная подготовка», в классах девушек - “Основы медицинских знаний». Во всех классах старшей школы реализуется курс «Нравственные основы семейной жизни». Актуальность данной работы не может быть приуменьшена: «Юный казак» - один из вариантов реализации военно-патриотического направления деятельности Российского движения школьников; инициатива может реализовываться в контексте государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы», а так же в рамках движения «Юнармия»; подготовка к реализации ФГОС СОО (в стандарте предмета ОБЖ—строевая, огневая и тактическая подготовка), а так же исполнение п.1 ст.13 Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе" от 28.03.1998 N 53-ФЗ. Учащиеся классов РПО с казачьей кадетской компонентой занимаются строевой, огневой, пожарно-тактической и военно-спортивной подготовкой, изучают историю казачества и ведут поисковую работу по истории школы № 37 периода Великой Отечественной войны.
Особенностью работы школы № 37 является уклон в духовно-нравственное и военно-патриотическое воспитание именно на местном – школьном, городском и региональном – материале с сохранением сотрудничества с хуторским и отдельским казачьими обществами. Опыт школы № 37 неоднократно освещался в муниципальных и региональных СМИ, представлялся на областном семинаре «О развитии военно-патриотического воспитания в детских общественных объединениях» (Иваново, 2016 год) и межрегиональной научно-практической конференции «Воспитание личности в условиях современной России: от ценностных оснований к практике повседневности» (Иваново, 2017 год). За инициативный опыт внедрения раздельно-параллельного обучения и казачьей кадетской компоненты директор школы Покровский П.С. удостоен специального приза муниципальной премии в области образования «Престиж – 2017» в номинации «Моя инициатива в образовании». Классы с казачьей кадетской компонентой с мая 2017 года являются членами движения «Юнармия». Учащиеся указанных классов активно участвуют в мероприятиях патриотической и военно-спортивной направленности города и региона (квест, посвященный вхождению Крыма в состав РФ, военно-патриотический слет «Отечество-2016», военно-спортивная игра «Юные защитники Отечества»), занимают призовые места (II место в турнире по мини-футболу среди школьников Ивановской области «Школьная УниЛига» в 2017 году, III место в городских соревнованиях «Юный пожарный» в 2017 году).
Работа школы по данным направлениям дает положительные результаты в практической деятельности и оказывает положительное влияние на развитие образовательной организации и муниципальной системы образования в целом.
 
 
e_dnevnik.jpg
4444444444444444.jpg
kleshchi.jpg